Диагностика. Конкурс «Великая страна Языкознания»

Распределение заданий конкурса по содержательным блокам

Класс

Содержательные блоки

Методологическое описание содержательного блока

Номера заданий

2

Способность к смысловому чтению

 

осознанное поисковое чтение на основе прогнозирования, 

понимание смысла текста и его устройства,

умение работать с отношениями «частьцелое»,

развитость контекстного мышления: отношение слова к смысловой и грамматической сторонам текста,

развитость языкового чутья привыборе слова,

умение понимать замысел авторавстраиваться в него со своим словом

4

 

Функциональная грамотность

Умение ориентироваться в ситуации: выделять её участников, смысловые позиции, действовать в ситуации, выдвигая и аргументируя свою версию. Способность применять знания о языке в новых, нестандартных ситуациях, в коммуникативных ситуациях и ситуациях, приближенных к жизненным

1, 2, 8

Диалогическая способность

 

Умение предполагать различные версии, устанавливать неоднозначность решения одной и той же задачи, синтезировать смысловые позиции по типу их развития и выдвижения нового решения, то есть осуществлять конвергенцию, искать компромиссное решение

1, 2, 3, 9, 10

 

Языковая догадка

Развитое языковое чутьё, сформированное интуитивное речевое действие, способность к неординарной версии и продуктивному разрешению противоречия

3, 4, 9, 10

Речевая рефлексия

Способность к наблюдению за своей речью, за фонетической стороной языка, умение опираться в анализе языкового явления на своё речевое действиесоотносить знания о языке и собственное речевое употребление

5, 6, 7, 8

3

 Способность к смысловому чтению

осознанное поисковое чтение на основе прогнозирования,
понимание смысла текста и его устройства,
умение работать с отношениями «частьцелое»,
развитость контекстного мышления: от ношение слова к смысловой и грамматической сторонам текста,
развитость языкового чутья при выборе слова,
умение понимать замысел автора, встраиваться в него со своим словом

6

 

Выход из противоречия

Умение различать и сравнивать слова по разным признакам, умение выделять противоречие, ориентироваться в незнакомой ситуации. Умение фиксировать в схеме понятое противоречие. Умение комбинировать из частей смысловое целое. Умение искать выход в противоречие: в том числе строить ситуативный неологизмиспользовать языковую игру, словотворчество. Умение порождать неординарную версию, преодолевать норму ради создания смысла.

1, 2, 5, 6

Критическое мышление

Способность преодолевать формулировку задания на основе анализа фактического материала: видеть двоякость решения одной и той же задачи в ситуации отсутствия задания по поиску второго решения. Умение критически относиться к заданию и видеть отсутствие решения (ловушку)Умение соотносить противоречивые результаты разных заданий и самоопределяться.

3, 5

Речевая рефлексия

Умение применять знания о языке в ситуации, приближенной к жизненной, осуществлять рефлексивный анализ своей речиумение наблюдать за звучащей речью. Умение интуитивно выдвигать версию употребления слова с опорой на свой речевой опыт. Умение устанавливать, объяснять причины употребления языкового факта

3, 4, 7, 8

Моделирование языкового явления Умение моделировать слово по заданным признакам, решать задачу с недостающим условием, сравнивать слова по разным основаниямдополнять схему на основе представления о модели, проводить мысленный эксперимент с языковым явлениемвыделение логической последовательности и на этой основе построение модели 2, 9, 10

4

Диалогическая способность

Умение предполагать различные версии, устанавливать неоднозначность решения одной и той же задачи, синтезировать смысловые позиции по типу их развития и выдвижения нового решения, то есть осуществлять конвергенцию, искать компромиссное решение

6, 10, 

Моделирование

Умение моделировать слово по заданным признакам, решать задачу с недостающим условием, сравнивать слова по разным основаниямдополнять схему на основе представления о моделивыделение логической последовательности и на этой основе построение модели 

3, 4, 5, 9

Эксперимент со словом

Проводить мысленный эксперимент с языковым явлением, действовать со словами на основе сделанных в эксперименте допущений, фиксировать результаты эксперимента умение; умение анализировать реальную ситуацию и выделять недостающее условие

2, 5, 6, 7

Функциональная грамотность
Понимание того, какие знания по русскому языку необходимо применить в новой ситуацииУмение ориентироваться в коммуникативной ситуации: выделять её участников, смысловые позиции, действовать в ситуации, выдвигая и аргументируя свою версию. Способность применять знания о языке в новых, нестандартных условиях и ситуациях, приближенных к жизненным
1, 3, 4, 8, 10
Речевая рефлексия
Умение осуществлять рефлексивный анализ своей речиумение наблюдать за звучащей речью. Умение интуитивно выдвигать версию употребления слова с опорой на свой речевой опыт. Умение устанавливать, объяснять причины употребления языкового факта
1, 7, 8, 9
Решение коммуникативных задач
Моделирование языкового явления
Способность к эксперименту со словом
 
Уважаемые учителя, родители и все, кого волнуют вопросы изучения русского языка и поддержки познавательной активности учащихся!
 
Задания по русскому языку для 2, 3 и 4 классов имеют определённую специфику, касающуюся целей и самого содержания, связанного с развитием и диагностикой языковой, а также общей познавательной способности ребёнка. Представим эту специфику в виде таблицы.
 
Класс Содержательные линии и соответствующие задания
Компоненты языковой способности как предмет её диагностики и развития в  рамках турнира по русскому языку
2
Моделирование слова, фонетического явления
(задания 1, 2)
способность к игре со словом, со звуковой его стороной,
умение вступать в диалог с автором на уровне фонетического действия;
различение звуков по признакам мягкости
твёрдости, раз личение шипящих согласных,
построение своей звуковой модели слова по заданному образцу
Применение знаний о языке в жизненных
ситуациях (задания 3, 10)
умение анализировать реальную ситуацию: выделять недостающее условие,
понимание того, какие знания по русскому языку необходимо применить в новой ситуации,
знание алфавита,
применение алфавитного порядка в конкретной жизненной ситуации,
использование вопросов КТО и ЧТО в контексте, в реальной текстовой ситуации
Работа с противоречием (задания 4, 5, 6,8)
умение различать слово и предмет: предметы живой - неживой природы и слова, отвечающие на вопросы КТО и ЧТО,
умение фиксировать несовпадения представлений о слове и о предмете, который это слово обозначает,
фиксация своего удивления, противоречия, с которым столкнулся,
различение вопросов к одушевлённым и неодушевлённым словам (КТО – ЧТО).
Развитие языковой интуиции (1, 7, 9, 10)
развитость интуитивного действия в игре со словом,
способность к интуитивной догадке об употреблении слова в речи,
развитость языкового чутья: прогнозирование того, как говорят на русском языке в подобных ситуациях.
Развитие воображения с опорой на переносное
значение слова (задания 9, 10, 11)
способность воспринимать, различать прямое и переносное значение слова,
развитость воображения: создание образа предмета через переносное (образное) значение,
умение построить целостность высказывания по заданным признакам.
3
Смысловое чтение текста: слово как часть
текста (задания 1, 2, 3, 4)
умение работать с отношениями «часть – целое»,
развитость контекстного мышления: отношения слова со смысловой и грамматической сторонами текста,
умение озаглавливать текст,
умение аргументировать выбор слова в тексте,
развитость языкового чутья при выборе слова.
Применение знаний о языке в жизненных ситуациях
(задания 5, 11, 12, 13)
умение анализировать реальную ситуацию: выделять недостающее условие,
понимание того, какие знания по русскому языку необходимо применить в новой ситуации,
знание алфавита,
применение алфавитного порядка при использовании орфографического словаря,
применение выбора буквы в корне слова для передачи смыслов,
умение аргументировать версию,
умение корректировать высказывание для передачи смысла.
Моделирование и работа с противоречием (задания 14, 15, 8, 7)
умение видеть двусмыслицу в речи, выделять форму слова, приводящую к двусмыслице,
моделировать коммуникативную ситуацию, оформлять её в схеме,
прогнозировать смысл слова на основе заданных признаков формы,
анализировать неизвестное по значению слово: выделять признаки и расшифровывать модель.
Анализ внутренней формы слова и развитие языковой
интуиции (задания 6, 7, 8, 9, 10)
знание состава слова (корень, суффиксы),
анализ частей слова: выведение целого на основе частей,
использование словообразовательной модели по образцу,
умение прогнозировать исторические корни слова,
способность к интуитивной догадке о значении и составе слова,
развитость языкового чутья: прогнозирование того, как употребляется слово в русском языке.
4
Моделирование слова, грамматического явления (задания 1, 2)
умение выделять и разрешать противоречие,
умение моделировать глагольную форму по заданным признакам,
умение строить игровое слово как модель языкового явления,
знание правила о спряжении глагола,
применение способа определения спряжения в новой, нестандартной ситуации.
Развитие коммуникативных способностей (2, 3, 4, 5, 8, 10,
11)
умение выдвигать версию,
умение аргументировать,
способность возразить с помощью контрпримера,
умение задать вопрос,
умение различать, сопоставлять, анализировать смысловые позиции в ситуации,
умение рефлектировать свою позицию, изменять её,
умение осуществлять диалог «автор читатель».
Применение знаний о языке в жизненных ситуациях (задания 10, 11, 9, 4)
умение анализировать речевую ситуацию: выделять недостающее условие,
знание алфавита,
умение применять алфавитный порядок как способ решения задачи в жизненной ситуации,
знать правила переноса, деления на слоги,
соотносить знания со смысловой позицией в ситуации.
Смысловое чтение текста: слово как часть текста (задания 1, 5, 6, 7, 8)
умение работать с отношениями «часть – целое»,
развитость контекстного мышления: отношения слова со смысловой и грамматической сторонами текста,
понимание того, как фонетическое явление звукоподражания функционирует в тексте,
умение аргументировать выбор слова в тексте,
развитость языкового чутья при выборе слова.

Основная цель заданий – 

 
  • выявить наиболее подготовленных учащихся в области русского языка, способных творчески осмысливать языковой материал;
  • поддерживать и развивать познавательный интерес учеников к русскому языка;
  • актуализировать ценность метапредметных умений учащихся, компетентностных характеристик образовательного результата по русскому языку, компонентов культуры лингвистического мышления школьников, применение ими языка в ситуациях общения, порождения и восприятия смысла высказывания.
 
Работа по русскому языку включает задания, многие из которых имеют промежуточные подзадания. Среди них как задания с выбором, так и задания открытого типа. Выполнение заданий в каждом классе рассчитано на 45 минут.
При подготовке к турниру «ПОНИ» можно использовать любые учебные пособия, научно-популярную литературу, а также задания прошлого года.
Задания носят компетентностный характер и предполагают, что ребята должны проявить свою способность применять знания в новых, нестандартных ситуациях – с опорой на коммуникативную, смысловую составляющие, с опорой на мыслительные стратегии школьников и речевую рефлексию. Все задания связаны с предметной тематикой соответствующего
класса и способствуют углублению понимания о тех языковых явлениях и речевых законах, правилах, которые изучаются во 2, 3, 4 классах.
 
Более подробно все эти содержательные линии, важные для языкового и общего развития ребёнка, для формирования у него мыслительных, коммуникативных, деятельностных способностей описаны в методическом пособии:

Максимова Н.В. "...". – Омск, 2014